ПОЧЕМУ ДЕТИ КАПРИЗНЫ, НЕТЕРПЕЛИВЫ, СКУЧАЮТ И НЕ ИМЕЮТ ДРУЗЕЙ
1. ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ВСЁ, ЧТО ХОТЯТ, КОГДА ХОТЯТ
— Есть хочу!
— Подожди секундочку, сейчас заскочим в магазин и купим.
— Пить хочу!
— Вот торговый автомат.
— Скучно!
— На тебе мой телефон!
Способность подождать, отложить удовольствие критично необходима для будущего успеха. Мы желаем детям только добра – чтоб они были счастливы — но к сожалению, мы даём им только мимолётное счастье и лишаем настоящего. Кто умеет отложить удовольствие, тот умеет справляться со стрессом. Наши дети всё меньше способны переносить даже минимальный стресс, что со временем станет огромным препятствием на их пути к успеху.
Неспособность отложить удовольствие часто заметна, так как ребенок тут же взрывается – родители приучили его мозг к немедленному удовлетворению желаний.
2. ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ
Мы все заняты и потому стараемся «занять» и своих детей электроникой. Раньше дети играли во дворе. В естественной, неформальной обстановке они получали и отрабатывали свои социальные навыки.
К сожалению, технологии заменили детям улицу. Благодаря технологиям же, у родителей осталось меньше времени на общение с этими детьми. Явно, что кое в чём наши дети сильно отстают… Электронные няньки не могут дать им социальных навыков. А у большинства успешных людей отличные социальные навыки. Это главнейшее их приобретение!
Мозг как мышца. Её можно «качать». Если вы хотите, чтобы ребёнок ездил на велосипеде, вы учите его кататься на велосипеде. Если же вы хотите научить ребёнка терпению — дайте ему потерпеть. Хотите, чтобы дети умели общаться? Дайте им общение. Это же касается и всех остальных навыков. Нет никакой разницы!
3. БЕСКОНЕЧНОЕ ВЕСЕЛЬЕ
Мы создали своим детям искусственный мир веселья и развлечений. Ни одной скучной минутки! Только наступает затишье, и мы снова бросаемся их развлекать. Иначе мы кажемся себе непутёвыми родителями.
Мы живём в двух разных мирах. Они – в своём мире «развлечений», а мы – в нашем мире «работы». Почему дети не помогают нам на кухне или со стиркой? Почему они не убирают за собой игрушки? Эта простейшая монотонная работа приучает их мозг функционировать, когда «скучно». Эта «мышца» им понадобится в дальнейшем в школе, чтобы учиться.
Когда они приходят в школу и открывают тетрадь для письма, их реакция: «Не могу. Трудно. Скучно.» Почему? Потому что мышца, необходимая для обучения, расслабленна бесконечным весельем. А укрепляет её труд.
4. ТЕХНОЛОГИИ
Бесплатная «электронная нянька» совсем не бесплатна. И счёт за услуги придёт очень скоро. Мы расплатимся нервной системой наших детей, их неспособностью концентрироваться и отложить удовольствие.
По сравнению с виртуальной реальностью реальная жизнь скучна. Придя в детский сад, дети слышат нормальный человеческий голос, получают адекватную дозу визуальной стимуляции, резко отличающиеся от бесконечных взрывов яркой графики и спецэффектов на экране монитора. После часов виртуальной реальности, детям уже становится не под силу сидеть в детском саду, потому что их мозг приучен к непрерывной стимуляции, которую дают видеоигры. Неспособность переработать информацию с низким уровнем стимуляции, академически тормозит детей. Кроме того, технология эмоционально отдаляет нас от семьи и детей.
Эмоциональное присутствие родителей – главное питание для мозга ребёнка. К сожалению, мы всё больше лишаем детей этого питания.
5. НА ПОВОДУ
“Моему сыну не нравятся овощи.” “Она не любит рано укладываться спать.” “Он не любит завтракать.” “Ей не нравятся игрушки, а айпад её хорошо занимает.” “Она не хочет сама одеваться.” “Ей лень кушать самой.” Так говорят родители. С каких пор дети стали учить нас, как быть родителями? Пойди у них на поводу, и они ничего кроме макарон и бубликов есть не будут. Они бы целыми днями только и смотрели телевизор, играли на планшете и никогда не ложились спать.
Что хорошего мы делаем, когда даём детям то, что им ХОЧЕТСЯ, когда мы точно знаем, что это им не будет во благо? Без разумного питания и качественного сна дети являются в детский сад раздражёнными, беспокойными и невнимательными. Кроме того, мы им невольно даём повод думать, что им позволительно делать, что хочется, и можно не делать, чего не хочется.
У детей отсутствует понятие «надо». К сожалению, чтобы добиться в жизни желаемой цели, нам нужно делать то, что нужно, и не всегда то, чего хочется. Если ребёнку, скажем, хочется получать пятёрки, нужно корпеть над уроками. Если ему хочется стать звездой футбола, нужно каждый день ходить на тренировки. Наши дети отлично знают, чего хотят, но не могут заставить себя сделать то, что для этого нужно. Это ставит перед ребёнком недосягаемую цель и ведёт только к разочарованию.

УПРАЖНЯЙТЕ ИХ МОЗГ
Вы можете оказать глубочайшее влияние на жизнь своего ребёнка, приучив его мозг работать в полные обороты на эмоциональном, социальном и академическом уровнях. Вот как это сделать.
1. Не бойтесь устанавливать границы. Для счастья и здоровья детям необходимы границы!
Составьте расписание приёмов пищи, сна и времени для электроники.
Подумайте о том, что им будет ПОЛЕЗНО, а не чего им ХОЧЕТСЯ или НЕ ХОЧЕТСЯ. Позже они вам скажут за это спасибо. Кто сказал, что быть родителем просто? Часто приходится выдумывать, как заставить их сделать то, что будет им на благо, поскольку именно этого им часто и не хочется.
Детям нужен завтрак и питательная еда. Им нужно бывать на улице и ложиться спать в одно и то же время, чтобы на следующий день нормально пойти в садик.
Превратите неприятные для них вещи в интересную, эмоционально стимулирующую игру.
2. Ограничьте технику и восстановите эмоциональный контакт с ребёнком.
Удивите их букетом цветов, улыбкой, пощекочите их, положите открытку с тёплыми словами в рюкзачок, сводите неожиданно в кафе, потанцуйте вместе, поползайте, побросайтесь подушками.
Ужинайте вместе, играйте в настольные игры, покатайтесь на лыжах, пойдите вечером на прогулку с фонариком.
3. Учите их ждать.
Ничего страшного, если ребёнок немного поскучает. Это первый шаг к творческому мышлению!
Постепенно увеличивайте промежуток между «хочу» и «получу».
Не давайте им электронику в период ожидания в магазине или машине. Пусть занимают себя разговором и играми.
Не давайте постоянно что-то жевать.
4. Приучайте ребёнка к однообразной работе — это заложит фундамент их работоспособности в будущем.
Приучайте их складывать бельё, убирать игрушки, развешивать одежду, распаковывать покупки, накрывать на стол, застилать постель.
Подойдите к этому творчески. Пусть вначале им будет интересно и весело, чтобы работа ассоциировалась с чем-то позитивным.
5. Учите социальным навыкам.
Учите дожидаться своей очереди, делиться, выигрывать и проигрывать, искать компромисс, говорить комплименты, «спасибо» и «пожалуйста».
Как только родители пересматривают свой подход к воспитанию, дети немедленно меняются. Помогите детям добиться успеха в жизни! Укрепляйте их мозг как можно раньше.

Как приучать ребенка к режиму после длительного отдыха?
Режим, это не про жесткие рамки, это:
-чувство предсказуемости,
-лучшее качество сна и отдыха,
-регулярное питание,
-меньше капризов и истерик.
У ребенка формируется ощущение стабильности и безопасности, а это основа для развития.
Начинаем с мягкой структуры.
Не нужно внедрять все и сразу, начинайте с простого:
-регулярное время подъёма и сна,
-одна и та же последовательности действий утром и вечером,
-спокойные ритуалы (ванна, чтение, обнимашки перед сном).
Ребенок быстрее привыкает к рутине, если она понятна, спокойна и повторяется ежедневно.
Режим через ритуалы, а не через контроль.
Дети лучше откликаются на игру и повторение, чем на давление.
Попробуйте:
-веселую песенку для уборки игрушек,
-одну и ту же книгу перед сном или обязательное чтение перед сном;
-«поиграть в щетку» когда чистите зубы.
Ритуалы делают режим теплым, а не строгим.
Как говорить, чтобы не давить?
«Быстро в кровать, я сказала!»
«Сейчас время сказки, помнишь?»
Переводите команды в предсказуемые шаги и напоминания, подчеркивайте последовательность, а не угрозу. Ваша задача – настроить ритм, а не подавить волю ребенка.
А если ребенок протестует?
Протест – это нормально. Он означает, что ребенок осваивает границы. Важно:
-сохранять спокойствие,
-повторять действия и ритуалы ежедневно,
-признавать чувства: «Я понимаю, тебе хочется играть, и все же время сна пришло».
Постоянство + эмпатия = здоровое приучение к режиму.
Что поможет родителю?
-соблюдать режим самому,
-уменьшить количество стимулов перед сном (гаджеты, шум, игры),
-давать себе и ребенку время.
Главное – отношения, а не идеальный график. Спокойный режим – это про заботу, а не про контроль.

Как выявить проблемы.
Почему ребенок обижается на всё? Гиперчувствительность в детском возрасте
Гиперчувствительность у детей — это состояние, при котором ребенок остро реагирует на различные стимулы окружающей среды, будь то звуки, запахи, свет или эмоциональные переживания. Такие дети могут казаться обидчивыми, легко расстраиваться и испытывать трудности в адаптации к новым условиям.
Понимание причин гиперчувствительности и способов поддержки ребенка в управлении эмоциями является ключевым аспектом воспитания.
Причины гиперчувствительности у детей
Гиперчувствительность может быть обусловлена как врожденными, так и приобретенными факторами. Врожденные особенности нервной системы делают некоторых детей более восприимчивыми к внешним стимулам.
Американский психолог Элейн Эйрон в своей книге «Высокочувствительный ребенок» (2002) отмечает, что «чувствительные дети глубже переживают эмоции и тонко реагируют на изменения в окружающей среде». Эта особенность может быть как преимуществом, так и вызовом, требующим особого подхода со стороны взрослых.
Приобретенные факторы включают влияние окружающей среды и воспитания. Французский нейропсихолог Борис Сирюльник в своей книге «Ребенок, которого растили, а не лелеяли» (2020) подчеркивает, что отсутствие эмоциональной поддержки в детстве может усилить тревожность и восприимчивость к стрессу. Это особенно актуально в семьях, где присутствует высокая эмоциональная напряженность.

Как помочь ребенку справляться с эмоциями и развивать стрессоустойчивость
1. Признание и принятие чувств ребенка
Важно признать эмоции ребенка и дать ему понять, что испытывать их — это нормально. Детский психолог Тэмми Хьюз в книге «Эмоционально уязвимые дети» (2018) пишет: «Ребенок становится спокойнее, когда взрослый не обесценивает его чувства, а помогает их осознать и принять».
2. Обучение навыкам саморегуляции
Научите ребенка техникам управления эмоциями, таким как глубокое дыхание или визуализация. В книге «Спокойный мозг» (2019) невролог Дэвид Андерсон объясняет: «Регулярные дыхательные практики помогают детям снизить уровень тревожности и обрести эмоциональный баланс».
3. Создание предсказуемой среды
Структурированная и предсказуемая обстановка помогает ребенку чувствовать себя безопасно. Планируйте распорядок дня, предупреждайте о предстоящих изменениях, чтобы уменьшить уровень стресса.
Об этом также говорит российский психолог Людмила Петрановская в книге «Тайная опора» (2017), утверждая, что предсказуемость — один из ключевых факторов формирования внутренней устойчивости ребенка.
4. Развитие эмпатии и понимания
Обсуждайте с ребенком его чувства и переживания, помогайте ему распознавать и называть эмоции. Даниэль Сигел и Тина Пэйн Брайсон в книге «Дисциплина без драм» (2014) отмечают, что «когда ребенок научается понимать свои эмоции, он становится более стрессоустойчивым и способен лучше адаптироваться в социальной среде».
5. Поощрение творческой деятельности
Творчество позволяет детям выражать свои эмоции и снижать уровень напряжения. Британский психолог Адам Грант в книге «Оригиналы» (2016) пишет: «Дети, занимающиеся творчеством, развивают эмоциональную гибкость, которая помогает им справляться с трудностями».
6. Поддержка и понимание со стороны родителей
Родительская поддержка играет ключевую роль в развитии стрессоустойчивости у ребенка. Элейн Эйрон подчеркивает: «Чуткое отношение со стороны взрослых помогает ребенку формировать позитивное представление о себе и окружающем мире».
7. Обращение к специалистам при необходимости
Если гиперчувствительность мешает нормальной жизни ребенка, стоит обратиться к детскому психологу. Американский психотерапевт Росс Грин в книге «Взрывной ребенок» (2021) утверждает, что «ранняя психологическая поддержка помогает ребенку научиться справляться с эмоциями, избегая развития хронических тревожных состояний».
Гиперчувствительность в детском возрасте — это не проблема, а особенность, требующая понимания и поддержки. С помощью правильного подхода родители могут помочь своему ребенку научиться управлять эмоциями и развивать стрессоустойчивость, что станет залогом его успешной и счастливой жизни.
Игрушки вашего ребёнка
Присмотритесь к игрушкам, которым отдает предпочтение ваш ребенок.
Они могут многое рассказать о характере маленького хозяина.
Но, конечно, не стоит делать однозначные выводы.
Лучше дополнительно спросить малыша об игрушке: кто это? Какой он?
Или: что это? Для чего это нужно?
Кукольная семья и другие люди |
Девочка, мальчик, младенец, мать, отец, бабушка, дедушка, учитель, няня. |
Куклы имитируют взрослый мир. Поскольку кукла изображает человека, она играет разные роли и выступает партнером ребенка в игре. Малыш действует с ней так, как ему хочется, давая выход потаенным эмоциям. Каждая кукла выполняет свою функцию. Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками, возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми. |
Животные хищники (монстры, супергерои, драконы) |
Акула, лев, тигр, бык |
Выбирают робкие, неуверенные, пугливые дети, которым не хватает качеств этих животных: смелости, силы, активности, лидерства, храбрости. |
|
Волк |
Это любимая игрушка детей медлительных, с плохой памятью и слабой волей. С ее помощью ребенок сможет развить психическую силу, научиться контролировать ситуацию, быстро реагировать и усваивать новую информацию. |
Животные - жертвы |
Овечка, барашек, кролик |
Выбирают дети с заниженной самооценкой, склонны к самоунижению и амбивалентным чувствам, которые поверили в то, что они ничего не могут. |
Нейтральные животные |
Медведь |
Лучший друг для ребенка, который по тем или иным причинам страдает от недостатка внимания и одиночества. Благодаря мишке малыш будет воспринимать их менее болезненно. |
|
Жираф |
Выбирают обидчивые и нервные дети, эта игрушка способствует развитию невозмутимости, укрепляет психологическую защиту. |
|
Собака |
Замкнутые дети, трудно идущие на контакт, часто выбирают эту игрушку, поскольку нуждаются в опоре, надежном друге. Она помогает развить умение поддерживать дружеские отношения. |
Животные с домиком |
Черепаха, улитка |
Если ребенок выбирает эти игрушки, он , вероятно, боится взрослых и не рискует им перечить. Он молчалив и малоподвижен. Таким детям трудно нести «панцирь» своих проблем, зато в случае опасности в него можно забраться. |
Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию |
Солдатики, ружья, мечи, надувные груши, подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли |
Очень важно, чтобы ребенок всегда имел доступ к игрушкам, дающим возможность выплеснуть агрессию.
Мамы порой думают: если сын играет в войну, он вырастает агрессивным, склонным к насилию, и стараются не покупать военных игрушек. Но внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через военные игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. Ребенок, у которого нет игрушечного пистолета, начинает стрелять из пальца. |
Транспорт и спортивные игры |
Гоночные машины, скорая помощь, полицейская машина, катер или лодка, вертолет или самолет |
Предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья – единомышленники, которые разделят все увлечения. |
Конструктор |
Сборные игрушки: лего, кубики и т.д. |
Ребенок сооружает постройки, следуя инструкции- значит, он человек упорный и основательный, не любящий неожиданностей. А малыш, который экспериментирует, не опираясь на схемы, скорее всего вырастит самостоятельным и предпреимчивым. | |