Педагогические находки

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ФОРМИРОВАНИИ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Информационные технологии сегодня являются неотъемлемой частью современного образования, они прочно вошли в нашу жизнь. Ни у кого уже не вызывает сомнений способность современных детей с раннего возраста  с завидной легкостью осваивать различные компьютерные новинки. Ведь наши дети живут в мире электронной культуры. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Современным педагогам остается лишь грамотно использовать интерес детей к компьютерной технике в образовательном процессе.

Поэтому в своей работе я активно использую компьютерные технологии. Моим помощником в развитии детей стала интерактивная доска. Она значительно расширяет возможности преподнесения учебной информации, усиливает мотивацию и усвоение материала ребенком, способствует формированию наглядно-образного мышления. Суть интерактивного обучения - вовлечение детей в процесс познания. Используя яркие, красочные изображения, передвигая геометрические фигуры и другие предметы, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дети усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на  зрительное восприятие картинок и метод повторения.

Интерактивные технологии направлены на формирование у детей новых качеств и умений:

·       развивается инженерное  мышление;

·       активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка;

·       развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

·       формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.

Я  использую как готовые мультимедийные ресурсы, так и создаю свои разработки с помощью программного обеспечения. Это и презентации, и создание проектов в графических, программных средах «Графический редактор».

Работа с интерактивной доской включает в себя: дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, мнемотехникой; творческие задания; совместную деятельность детей и многое другое.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас; дети учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.

Интерактивное оборудование используется для решения задач всех образовательных областей, но особенно активно я применяю его в ФЭМП. Из готовых игр в работе использую комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна».

 

 Комплекс игр прост и понятен, его можно использовать для обучения как одного ребенка, так      и      группы      детей,      с      участием      педагога      или      без      его      участия, как часть непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности в вечернее время.

 
        Шахматы

Для развития интеллекта, обучения умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности, развитие логического мышления, умений планирования и алгоритмизации, умений ориентирования в пространстве, закрепление навыков счёта, коммуникативных навыков я использую игру «Шахматы. Шашки». С помощью данной игры, можно обучать детей шахматам, шашкам. Знакомство с игрой происходит поэтапно, последовательно, сначала знакомлю детей с понятиями: шахматная доска, диагональ, вертикаль, горизонталь, затем названиями фигур, их положением на шахматной доске, после – правилами хода каждой фигуры, понятием клетка и многое другое, например, осуществлять управление игры при помощи нажатий на кнопки и перемещения элементов игры по экрану.

В игре отображается трехмерная шахматная доска с черными и белыми фигурами, первый ход делает игрок, который играет белыми, при выполнении хода шахматная доска меняет свое положение в пространстве, так, чтобы играющий черными фигурами, мог выполнить свой ход. Продолжительность каждого занятия не более 10 минут. Игра обычно организуется вне НОД с подгруппой детей.

     

 

   Робби  

При развитии логического мышления, умений планирования и алгоритмизации действий, умений ориентирования в пространстве, закрепление навыков счета, словарного запаса, предметных знаний, коммуникативных навыков,  обеспечения разнообразия детской деятельности, коммуникация (со сверстниками, со взрослыми) использую игру «Робби». С помощью данной игры можно с легкостью изучать программирование, задавая роботу Робби план действий и выполняя различные задания (приключения). Работа с Робби учит детей  структурированной  деятельности,  развивает  воображение  и  предлагает  массу возможностей   для   изучения   причинноледственных   связей.   Игровое  поле  представляет  собой  сетку  из  равных  квадратных  ячеек,  робот  Робби двигается пошагово, шаг равен одной ячейке. Это дает возможность программировать Робби,   задавая    нужное   количество    шагов   и   поворотов   для   достижения   цели. При прохождении уровня имеется возможность выбрать робота Робби, который станет действующим персонажем игры. Количество используемых в уровне Робби не ограничено, что дает возможность играть коллективно. Игра используется, как часть занятия, так и в свободной самостоятельной деятельности детей в вечернее время. Играя, дети учатся не только ориентироваться в пространстве, логически рассуждать, но и управлять игрой при помощи нажатий на кнопки и перемещению элементов игры по экрану.

 

   

  Конструктор

                   Для развития у детей необходимых умений и навыков конструирования; знаний о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине использую игру «Конструктор».

Игра содержит в себе набор геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб и набор картинок-макетов. В центре экрана находится круглая панель управления, на которой отображаются картинки-макеты, кнопки для переключения этих  картинок,  кнопки  отображения фигур.  Панель управления  можно перемещать  по экрану. С фигурами можно производить следующие действия: менять размер (увеличение, уменьшение), перемещать по экрану, вращать на 360 градусов, выбирать цвет.  В игре предусмотрено несколько режимов:

·     Свободный режим. Свободная игра позволяет использовать набор геометрических фигур для  любых  задач.  Можно  изучать  фигуры,  сравнивать  их  по  форме,  цвету,  размеру, перемещать    по    экрану,    накладывать    друг    на    друга,    компоновать    и    считать.

·     Легко. Необходимо собрать предмет точь-вочь, как на картинке-макете, используя геометрические фигуры.

·     Сложно. В этом режиме на картинке-макете изображен предмет, необходимо представать, из каких геометрических фигур можно собрать  данный предмет, выбрать необходимые фигуры и выполнить задание.

   

 

 

 

 



           Пазлы

 


Для развития пространственного восприятия, логического, наглядно-образного мышления и воображения использую игру «Пазлы». Это классические квадратные пазлы, с возможностью выбора уровня сложности. Игра включает в себя картинки, соответствующие тематическому планированию, разного уровня сложности (2 на 2 картинки, 3 на 3 картинки, 4 на 4 картинки, 6 на 6 картинок). В игре предусмотрен редактор для педагога, который имеет возможность добавления любой картинки с компьютера или флэш - накопителя. При правильном выполнении задания появляется визуальный эффект. Собранная картинка остается на экране до момента нажатия кнопки «Выход» (это дает возможность обсудить с детьми изображение на картинке). Дети учатся перемещать по экрану элементы пазла в соответствующие ячейки

  

 

   

 

Наш опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и формирование элементарных математических представлений, воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим.

 


    
Дата последнего обновления страницы 09.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения