КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Профилактика ОРВИ и гриппа»
ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции)- это инфекционные заболевания дыхательных путей, которые вызываются вирусами.
Грипп - одно из многочисленных заболеваний, входящих в группу ОРВИ. Грипп по сравнению с другими ОРВИ характеризуется более тяжелыми симптомами. При этом заболевании чаще наблюдаются осложнения. Грипп ослабляет организм и снижает сопротивляемость к другим болезням. Он особенно опасен для детей, пожилых людей и лиц, страдающих хроническими заболеваниями и нарушениями иммунитета.
Возбудители ОРВИ. В настоящее время известно более 200 типов вирусов, вызывающих ОРВИ: вирусы гриппа А, В, С, парагриппа, аденовирусы, риновирусы и др. Все респираторные вирусы очень изменчивы, особенно вирус гриппа.
Источником инфекции при ОРВИ является человек, переносящий заболевание. Больной выделяет вирусы и представляет опасность для окружающих не только в острый период, но и в течение недели после исчезновения острых симптомов. Болезнь может протекать в легкой форме, но при этом больные также заразны для окружающих, как и при тяжелой форме.
Пути передачи инфекции. Основной путь передачи - воздушно-капельный: вместе с капельками слюны, мокроты и слизи при кашле, чихании и разговоре больной выделяет вирус, который распространяется на расстояние от 1,5 до 3 метров. Вирус попадает в организм здорового человека через слизистую оболочку носа, глотки, гортани, бронхов. Возможен также контактный путь заражения, когда человек касается руками загрязненных вирусом предметов или больного, а затем - своих глаз, носа, рта.
Иммунитет после ОРВИ и гриппа нестойкий, развивается только к определенному типу вируса, вызвавшему заболевание.
Как уберечься от инфицирования?
В основном вирусы гриппа передаются от человека к человеку через кашель или чихание больного. Вирус гриппа может попасть в организм через руки при соприкосновении с инфицированной поверхностью. При соблюдении некоторых мер, в том числе личной гигиены, можно предупредить распространение микробов, вызывающих заболевания:
• научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• научите детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• научите детей не подходить к больным ближе, чем на полтора-два метра.
• заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные учреждения и школы, а также держаться на расстоянии от других людей, пока их состояние не улучшится.
• воздержитесь от посещения магазинов, кинотеатров или других мест скопления людей в районах.
Что делать, если заболел ребенок?
1. Оставляйте больного ребенка дома, кроме тех случаев, когда ему нужна медицинская помощь. Не отправляйте его в школу или в дошкольное учреждение.
2. Давайте ребенку много жидкости (сок, воду и др)
3. Создайте больному ребенку комфортные условия. Крайне важен покой.
4. Если у ребенка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете дать ему жаропонижающие лекарства, которые пропишет врач с учетом возраста пациента.
5. Если кто-либо в вашем доме заболел, не допускайте его контакта со здоровыми.
6. Держите салфетки и корзину для использованных салфеток в пределах досягаемости больного.
Если у вашего ребенка появился какой-либо из следующих настораживающих признаков, обратитесь за медицинской помощью:
• учащенное или затрудненное дыхание
• синюшность кожных покровов
• отказ от достаточного количества питья
• не пробуждение или отсутствие реакции
• возбужденное состояние
• отсутствие мочеиспускания или слез во время плача
Симптомы проходят, но потом возвращаются с жаром и сильным кашлем.
Консультация для родителей
"Методы нетрадиционного рисования"
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук,учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,сочинять и воображать. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.
В нетрадиционном рисовании,развитию творчества нет границ. Существуют такие приемы как:
O кляксография,
O рисование пальчиками и ладошками,
O тычок жесткой полусухой кистью,
O скатывание бумаги,
O оттиск смятой бумагой,
O восковые мелки+акварель, свеча+акварель,
O точечный рисунок,
O набрызг,
O отпечатки листьев,
O штампами из поролона и овощей,
O ниткография,
O монотипия,
O рисование на мокрой бумаге,
O коллаж,
O печать пробками,
O рисование ватными палочками,
O рисование песком,
O мыльными пузырями,
O печать по трафарету,
O пластилинография,
Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя более раскованно, уверенно, где детямдаётся возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.
Нетрадиционные техники рисованиядемонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.
Нетрадиционные техники рисованияоказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.Также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Педагог должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.
Игры для здоровья
Болезни - штука неприятная. Особенно детские. Но на календаре сырой и промозглый ноябрь, а значит, избежать многочисленных простуд скорее всего не удастся. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие денечки" остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным.
Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность - далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
Здесь вы найдёте игры, которые помогут укрепить здоровье вашего ребёнка. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игры возможен лишь при частных и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).
"Пастушок дудит в рожок"
Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы: Рожок, дудочка.
Ход игры: Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть.
"Шарик лопнул"
Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Ход игры: Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот - "ффф...", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши - "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш..", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникло чрезмерного эмоционального возбуждения.
"Перышки"
Цель: Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материалы: Веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры: Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см. напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
"Мышка и мишка"
Цель: Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление позвоночника.
Ход игры: Родители показывают движения и произносят слова:
-У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох)
-У мышки - очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука "ШШ"
-Мышка ходит (ходим по комнате)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4-6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.
"Косари"
Цель: Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры: Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево - выдох , затем вперед - вдох).
Зу-зу- зу,
Косим мы траву,
Зу -зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу-зу.
Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.
"Поезд"
Цель: Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.
Ход игры: Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.
"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".
"Пальчик о пальчик"
Цель: Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчики о пальчики тук да тук, (Повторить 2 раза)
Хлопай, хлопай , хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками)
Пальчики о пальчики тук да тук! (Повторить 2 раза)
Игры после перенесенных инфекционных заболеваний.
"Заинька-паинька"
Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.(Поворачивается, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой.(топает по очереди каждой ногой)
Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.
«Отдых с ребенком летом»
Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.
Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:
· Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
· Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.
· Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий год.
· Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.
· Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, фаст-фуд не принесет здоровья вашему ребенку.
· Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
· Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).
· Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей своего круга, которые разделяют ваши интересы, со схожими материальными уровнями. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.
Помните:
Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!
Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!
Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!
Экзотика – это хорошо. Заморские инфекции – опасно!
Хорошего вам отпуска!!!
«Питание ребенка летом»
Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.
Как организовать питание ребенка в летнее время?
Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).
Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.
В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.
Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.
Уважаемые родители, запомните!
Морковный сокспособствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.
Свекольный сокнормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.
Томатный сокнормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.
Банановый соксодержит много витамина С.
Яблочный сокукрепляетсердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.
Виноградный сокобладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.
«Игры с детьми на отдыхе в летний период»
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)
Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.
«Вышибалы»
Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.
Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.
Памятка для родителей
«Причины детского дорожного-транспортного травматизма»
1.Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
2.Игры на проезжей части и возле нее.
3.Катаниена велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
4. Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора.
5.Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
6.Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди.
7.Незнание правил перехода перекрестка. Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
8.Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта. Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Соблюдайте правила
дорожногодвижения!
Берегите своих детей.
Детский травматизм летом.
Лето — долгожданное время для отдыха и для взрослых, и для детей. Но при всех своих плюсах: солнце, теплые дни, плавание — летняя пора таит в себе и много опасностей...
Прежде всего, это травмы, количество которых за летний период возрастает.
Характер травм, получаемых детьми, разнится в зависимости от их возраста. Дети дошкольного возраста больше подвержены так называемым бытовым травмам — то есть тем, которые были получены дома, на прогулке, на даче, в путешествии. И, поскольку в летние месяцы дети большую часть своего времени проводят на свежем воздухе, то опасность травм возрастает.
Даже легкие травмы могут быть опасными.
Дети дошкольного возраста целиком зависят от того, как взрослые способны помочь им в случае беды. И не стоит думать, что ушиб, порез или укус мошки — это пустяк, который "сам пройдет". В случае обширной гематомы боль может беспокоить ребенка очень долгий период, порез, ссадина могут инфицироваться, а укус обычного комара — вызвать аллергическую реакцию. Именно поэтому, первая помощь должна оказываться немедленно.
Как оказать первую помощь, если ребенок порезался или получил ссадину? Про сильные порезы и рассечения речь даже не идет, тут выход только один - срочно к врачу.
Если повреждение поверхностное нужно, прежде всего, аккуратно промыть ранку от попавшей туда грязи прохладной кипяченой водой.
Дезинфицировать порез или ссадину можно перекисью водорода, раствором мирамистина или хлоргексидина.
Что делать, если ребенок обжегся?
Если это ожог 1 степени, т. е кожа немного покраснела, его следует охладить при помощи воды, затем дать высохнуть. При ожогах 2 и 3 степеней — срочно к врачу!
Что делать если ребенок был укушен насекомым? Если вы знаете, что у ребенка нет аллергии на укусы, то нужно удалить жало (если это была пчела) и приложить что-то холодное на 3-5 минут.
После обработки поврежденного участка кожи, лучше на ожог наложить мягкую повязку, которая предохранит ранку от инфицирования.
А если это ушиб или растяжение?
Следует дать пострадавшей части тела (чаще всего, это конечность) покой. Приложить к больному месту холод (можно даже лед из холодильника) примерно на 5-10 минут.
Не теряя времени, обработать место ушиба обезболивающим средством.
Выезжая с ребенком за город или в отпуск обязательно нужно брать с собой аптечку со всеми необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи. В аптечку обязательно должны входить медицинские препараты для заживления ран с противомикробным и антисептическим действием. Но если произошли серьезные травмы (переломы, ушибы, сотрясения мозга, следует оказать первую медицинскую помощь и немедленно обратиться к врачу.
«Безопасность на воде в летний период»
Лето – это прекрасная пора, как для детей, так и для их родителей, которая связана с долгожданными отпусками, летними каникулами. Данное время года предполагает поездки на дачу, море. Помните, что в летний период несчастные случаи чаще всего происходят на водоемах. Поэтому, пренебрежительное отношение к выполнению правил поведения и мер безопасности на воденередко приводят к необратимым последствиям. Главной причиной гибели детей на водоемах являются взрослые, которые оставляют их без присмотра.
Уважаемые родители!
Разъясните вашему ребенку основные правила поведения на воде:
– купайся только в разрешенных местах;
– если ребёнок плохо плавает, ему не нужно заходить глубоко в воду и даже, имея надувной круг, следует плавать как можно ближе к берегу.
– пользуйся надувным кругом только под присмотром взрослых;
– не купайся подолгу;
– не плавай при больших волнах, сильном течении или водоворотах;
– не ныряй в местах с неизвестным дном;
– не играй на воде в опасные игры, не «топи» друзей и не ныряй глубоко;
– если температура воды ниже 18 С, то в такой воде купаться не рекомендуется - ведь могут начаться судороги. Температура воздуха должна составлять при этом – 20-25 С и выше;
– нельзя заходить в воду во время грозы.
Зная правила безопасности детей на воде, ваш ребёнок будет застрахован от несчастных случаев, даже если хорошо плавает или вообще очень редко ходит на пляж.
Старайтесь быть рядом со своими детьми, и тогда отдых на воде принесёт вам одно удовольствие. А чтобы ваш отдых прошёл интереснее играйте с детьми в различные игры!
Осторожно! Вода ошибок не прощает!
Не оставляйте своих детей без присмотра!
Развивающие игры В.В.Воскобовича.
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:
• Развитие у ребёнка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей образного и логического мышления.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича.
«Геоконт»
- её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей).
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу.
«Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами.
Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами.
На втором этапе учимся составлять слоги.
На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.
Складушки
Это красочное игровое пособие, в котором малыш встретит разных персонажей. Вместе с ними ребенок сможет подпевать веселые песенки и слушать забавные стихи. В результате занятий-игр по этой книге ребёнок будет намного интереснее и быстрее осваивать слияние слогов.
Волшебная восьмерка"
– своеобразный конструктор, который позволит ребенку запомнить цифры и цвета радуги, также поможет развить внимание, память, логическое мышление, координацию глаз-рука и мелкую моторику.
В состав игры входит фанерное игровое поле для конструирования цифр. На поле изображены восьмерки с написанными на них словами считалки - шифра цветов радуги (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ).
Игра имеет несколько этапов, различающихся по степени сложности. Первый этап игры – конструирование цифр по схеме.
Когда ребенок научился собирать цифры можно осваивать и цветную сторону палочек. Расскажите ребенку о радуге и о том, что цвета в ней располагаются в определенном порядке. Можно выложить «радугу» из деталей конструктора. Затем попробуйте вместе с ребенком собрать восьмерку на игровом поле, пользуясь написанной на ней подсказкой: КОХЛЕ – красный, ОХЛЕ – оранжевый, ЖЕЛЕ - желтый, ЗЕЛЕ- зеленый, ГЕЛЕ- голубой, СЕЛЕ- синий, ФИ – фиолетовый. Освоив порядок цветов в восьмерке можно поиграть в игру «Найди ошибку».
Логоформочки
В большую общую рамку вложено игровое поле 3х3. Такое расположение позволяет ребенку лучше воспринимать фигуры-вкладыши и их части. На поле располагаются эталонные фигуры – вкладыши: круг, квадрат, прямоугольник и 6 составных фигур – вкладышей. Также в набор входят три подвижные линейки и части эталонных фигур – вкладышей – «вершки» и «корешки».
Для знакомства с материалом предложите ребенку вынуть все вкладыши и заполнить рамку. Затем придумайте образные названия всем фигурам – примеры приводятся в инструкции к игре.
Затем объясните, как можно конструировать фигуры с помощью подвижных линеек. Это можно делать на игровом поле или на столе. Конструировать можно эталонные и составные фигуры.
Можно попросить ребенка составить фигуру по словесному алгоритму: «Составь часть круга и часть треугольника. Что получится?».
Игра «Вершки и корешки» учит ребенка находить закономерности в расположении фигур. У фигур в горизонтальных рядах одинаковая нижняя часть – «корешок», а у фигур в столбиках – верхняя часть – «корешок».
Коврограф "Ларчик"
В комплект входят: коврограф, разноцветные верёвочки, разноцветные липучки, цветные карточки, буквы, цифры, забавные буквы, забавные цифры, кармашки, стрелочка и круговерть.
В этом пособии дано множество игровых мини-ситуаций с упражнениями и задачами, которые можно выполнить с помощью коврографа. Главными героями игр станут Лопушок и Гусеница Фифа, которым, конечно, потребуется помощь ребят.
«ЧудоКРЕСТИКИ»
представляют собой игру с вкладышами.
Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Затем дети учатся конструировать фигуры из альбома и по собственному замыслу.
«Прозрачный квадрат»
- это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста.
Математические корзинки – развивающая игра, призванная помочь ребенку в освоении состава числа, обучающая счету и простым операциям с числами.
Игра представляет собой поле с грибочками и пятью корзинкам, которые вмещают в себя по 10 грибочков. В каждой корзинке отсутствует определенное число грибочков. Ребенку будет необходимо внимательно рассмотреть корзинки, посчитать количество недостающих грибочков и подумать, сколько еще поместится. Корзинки можно сопоставлять между собой, выясняя, где больше грибочков и сколько необходимо добавить, чтобы сравнять их количество.
Счетовозик»
- пособие, призванное обучить малышей счету. С помощью шнурка ребёнок научится решать примеры.
Игровизор
– пособие Вячеслава Воскобовича, чья программа «Сказочные лабиринты игры» направлена на все стороннее развитие ребенка и формирование логического мышления. Игровизор состоит из картонной основы, поверх которой ложится лист из прозрачной пленки. Подложка и пленка скреплены «пружинкой» подобно блокноту.
На картонной основе расположено рабочее поле в крупную клетку. Оно в свою очередь разделено на четыре зоны по типу системы координат. В углу каждой изображено животное, в названии которого присутствуют первые буквы «координаты». Левый верхний угол сторожит ЛеВ, в правом нижнем размещен ПоНи. Также для удобства выделен центр всего рабочего пространства и центры четырех квадратов. На прозрачном листе можно писать маркером на водной основе, а затем стирать бумажной салфеткой.
Игровизор удобен тем, что под верхний лист легко подложить любое пособие, выполнить задание, стереть и при необходимости использовать еще раз.
Для полноценных занятий разработаны специальные приложения: «Игровой калейдоскоп 1», «Лабиринты цифр», «Лабиринт букв. Гласные» и другие.
Геовизор дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур. Занятия могут проводиться как с использованием игры Геоконт, так и самостоятельно, когда взрослый диктует координаты (например, Ф2-К4, а ребенок соединяет названные точки. Такой способ позволяет познакомить малыша с понятием отрезка.
Конструктор букв.
Игра представляет собой дощечку с отверстиями, через которую протянута эластичная лента, а также 15 деревянных деталек, из которых составляются буквы. К пособию прилагается инструкция с альбомом фигур.
Таким образом, развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Кризис трёх лет и как его преодолеть.
К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится капризным, упрямым, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности некоторого раздражения.
Многие не знают, что в этот период происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражения собственного «Я», это его попытка самостоятельно отдалится от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т.е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятно. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
Внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества? Здесь важны следующие знания:
- упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества;
- капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;
- эгоизм – в здоровом виде чувство самости, собственное достоинство;
- агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты;
- замкнутость- неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т.е. необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
- период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам; случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная;
- пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- в кризисный период приступы кпризности и упрямства случаются по 5 раз в день, у некоторых – до 19 раз;
- если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат поддавшихся родителей нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители?
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно, т.к. ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
Будьте настойчивы, если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ протекает в общественном месте. Возьмите за руку и уведите ребёнка.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних, ребёнку только этого и надо.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие манёвры заинтригуют капризулю и он успокоится.
Искусству - ладить с ребёнком - необходимо учиться, а здесь вам помогут фантазия, юмор и игры
«Возрастные особенности детей 3–4 лет»
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление (развитие мышления, памяти, внимания)
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т. д.
4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.)
6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных.
2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок может знать основные правила гигиены.
Вам как его родителям важно:
• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли»ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
• Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
• Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом, мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
• Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Возрастные особенности
детей 4—5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам, как его родителям, важно:
· Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
· По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
· Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
· Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
· Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
· Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
· Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
· Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.